Автостраховщики получили многомиллиардные убытки и ждут антикризисных мер от ЦБ
На российском рынке автострахования сложилась парадоксальная ситуация - им недовольны все: страховые компании говорят о надвигающемся системном кризисе, требуют повышения тарифов ОСАГО и решительных действий со стороны ЦБ, страхователи подают иски в суды, чем увеличивают финансовую нагрузку на компании, а регулятор недоволен уходом страховщиков из проблемных регионов, присматривается к сектору и пытается выработать взвешенную позицию с учетом аргументов всех конфликтующих сторон.
Убытки - двигатель прогресса
Российские автостраховщики завершили прошлый год с моногомиллиардными убытками. Опрошенные агентством «Интерфакс-АФИ» компании оценивают потери некоторых лидеров из первой десятки в сумму от 1 млрд до 6 млрд рублей и даже выше.
Хотя первые предварительные данные Банка России по страховому рынку с результатами 2013 года будут опубликованы позже, уже сегодня компании говорят о развивающемся кризисе, начало которого положила ситуация на рынке автострахования.
Основной причиной резкого нарастания убытков в прошлом году автостраховщики единодушно признают реализацию решений пленумов Верховного суда (ВС) РФ в области автострахования. Рекомендации ВС РФ стали широко применяться судами более низких инстанций. Параллельно «совершенствовался» в прошлом году и бизнес автоюристов. Они научились неплохо зарабатывать на судебных выплатах. И заработки эти, как полагают эксперты страховых компаний, могут исчисляться уже несколькими миллиардами рублей.
Теперь страховые компании пытаются ограничивать автостраховой бизнес и минимизировать потери. Они сворачивают бизнес в убыточных регионах, там становится проблемой приобрести полис ОСАГО. «Черную метку» у страховщиков получил юг России, имеющий репутацию «мекки» для автомошенников.
Страховщики вводят режим жесткой экономии, но это не компенсирует финансовую брешь. Появился ряд законодательных инициатив, каждая из которых направлена на нормализацию обстановки. Однако механизм их принятия тяжел, поправки идут в огромном блоке предложений по модернизации ОСАГО.
Большая удача - их прохождение в весеннюю сессию Госдумы. Но и тогда эффект от принятых мер рынок сможет ощутить к осени 2014 года. Однако при этом стоит учитывать и то, что в блоке изменений в закон об ОСАГО немало предложений, которые работают на увеличение выплат.
По оценкам Службы по финансовым рынкам Банка России, за последние годы число судебных разбирательств в спорах по автострахованию увеличилось на порядок и достигло 600 тыс. по итогам 2013 года. Это показатель остроты конфликта страховщиков и их клиентов как в сфере ОСАГО, так и в добровольном автокаско.
Это огромная цифра с учетом того, что совокупное количество урегулированных убытков в этих двух видах страхования за 9 месяцев 2013 года составило 4,447 млн. При этом на долю граждан пришлось 3,9 млн выплат. Недовольство граждан автостраховщиками в последнее время все чаще выливается в жалобы, которыми в различных регионах занимается и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.
Честные автостраховщики пострадали больше
Полисы ОСАГО «без нагрузки» в регионах практически не продаются, признал в беседе с «Интерфаксом-АФИ» один из экспертов рынка автострахования. И такой практики придерживается большинство компаний, добавил он. «В предчувствии убытков, анализируя тенденции судебной практики, с прошлого года автостраховщики начали вводить практику продаж «с нагрузкой», то есть к полису ОСАГО предлагался полис добровольного дострахования ответственности водителя или страховка от несчастного случая.
«Плата за полис дополнительного страхования может быть сопоставима или даже превысить цену полиса ОСАГО», - сказал собеседник агентства.
По его словам, «такая политика продаж раздражает многих клиентов и Федеральную антимонопольную службу, но именно такая политика позволила предусмотрительным страховщикам минимизировать потери. При этом продавцы полисов ОСАГО начали территориально удаляться от клиента, переносить офисы в отдаленные населенные пункты, чтобы уменьшить поток продаж. Тем компаниям, которые придерживались иной политики и не «дезертировали» с мест продаж, пришлось туго. Свободные от выбора клиенты хлынули в их офисы, обеспечив нежелательно высокий уровень реализации убыточных полисов ОСАГО. Доли на рынке ОСАГО у таких компаний начали расти (формально публичный характер договора ОСАГО не позволяет страховщику отказать клиенту в заключении договора, этого можно достичь лишь с помощью ряда уловок - прим. ИФ-АФИ).
«Стоикам» в ОСАГО пока удалось избежать жалоб страхователей или ФАС. Однако их ожидал гнев акционеров, когда убытки стали очевидны. Сегодня автостраховщики сокращают расходы. Но и это не поможет - и потребуется «вводить настоящие строгие посты», считают скептики,.
Снижение рубля давит на убыточность
Не успели автостраховщики смириться с прошлогодними балансами, как появились новые трудности. Значительное и методичное ослабление рубля по отношению к ведущим международным валютам в начале наступившего года привело к удорожанию автомобилей, импортных запчастей, расходных материалов в среднем на 10%.
«Договор автострахования заключен, его стоимость зафиксирована и тариф рассчитан. После этого курс рубля к евро и к доллару меняется, стоимость запчастей и расходных материалов в рублях растет, затраты на восстановительный ремонт окажутся существенно выше. Конечно, значительное падение рубля к мировым валютам - дополнительный фактор роста убыточности в автостраховании», - убежден заместитель гендиректора СК «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.
Представитель одного из крупных столичных автодилеров сообщил «Интерфаксу-АФИ», что их автосервис «уже объявил о повышении стоимости импортных запчастей и расходных материалов по ряду подорожавших иномарок, позже тенденция будет распространена на остальные модели». «Повышение цен проводится плавно. Со дня на день может появиться распоряжение об увеличении стоимости нормо-часа», - предупредил собеседник агентства.
Все это в совокупности неминуемо приведет в ближайшее время к увеличению тарифов в автокаско, уверен представитель СК «РЕСО-Гарантия».
Как показал опрос экспертов, тарифы на автокаско под давлением только этого фактора могут вырасти в ближайшее время на 5 10%, а по совокупности всех причин увеличение тарифов для ряда иномарок может достигнуть 25%.
Тариф ОСАГО - редкий долгожитель
Замгендиректора СК «РЕСО-Гарантия» убежден, что «теперь уже никакие обсуждения не дадут результатов, настало время решений». Он признается: оппоненты страховщиков, отстаивающие консервацию тарифов в ОСАГО, «аргументы страховщиков или не слышат, или не хотят им верить». И.Иванов, как и представители других компаний, убежден, что российскому рынку автострахования сегодня требуется вмешательство Банка России.
«Центробанк прекрасно знает о ситуации на рынке автострахования и понимает масштаб проблем», - уверен он.
По мнению заместителя гендиректора «РЕСО-Гарантии, «одной из мер выхода из кризиса могло бы стать введение тарифного коридора в ОСАГО с разумной его нижней границей». Право ввести тарифный коридор в ОСАГО Центробанку предоставлено законодательно - в законе о мегарегуляторе.
«Надо что-то делать с тарифом ОСАГО, который работает с 2003 года и пережил сам себя», - убежден он.
Владельцы страховщиков регулятору: дайте кислород!
По мнению президента СК «Оранта» Петра Ковальчевски, «бизнес не может нормально развиваться при таком высоком уроне неопределенности и поэтому требует вмешательства мегарегулятора».
С точки зрения потенциальных и действующих инвесторов, «сегодня на российском страховом рынке слишком высокий уровень неопределенности, который может повысить плату за риск при оценке компании», считает П.Ковальчевски. Он подтвердил оценочные данные о том, что ведущие игроки по результатам прошлого года столкнулись с убытками.
По словам П.Ковальчевски, в сегменте автострахования кризис уже начался: рост показателя убыточности по моторным портфелям достиг 10 15 процентных пунктов по итогам прошлого года.
Он считает неизбежным введение тарифного коридора в ОСАГО и повышение базового тарифа. Этот прирост, по его мнению, необходим на уровне 25% от действующей величины базового тарифа.
«Я не вижу никаких затруднений в том, чтобы Центоробанку ввести тарифный коридор в ОСАГО. Рынку остро нужен кислород, чтобы не задохнуться. Времени для размышлений почти не осталось, балансы компаний, к сожалению, не показывают регулятору реального состояния дел. Уроки международных кризисов показывают одно и то же: время, упущенное в начале возникновения затруднений в секторе, превращает их в тяжелейшие проблемы. Потом требуются колоссальные усилия для исправления ситуации», - сказал президент СК «Оранта».
Если тариф будет отпущен в рамках коридора и под контролем регулятора, то он, скорее всего, сначала вырастет, а затем конкуренция сделает свое дело, и тариф будет плавно снижаться, уверен П.Ковальчевски.
Глава СК «Оранта» признал, что Банку России, который в настоящее время реформирует Службу по финансовым рынкам, непросто оперативно включиться в антикризисную борьбу, в том числе и из за отсутствия актуарной службы.
«Мы слышали о том, что у Центробанка появился авторитетный актуарный советник. Если это так - хорошая новость. Допустим, регулятор не вполне доверяет тревожным настроениям российских страховщиков. Но ведь есть аудиторы: первая тройка авторитетных международных аудиторов проводит проверки крупнейших российских страховщиков. С ними можно организовывать консультации, не нарушая тайны клиентов, получать оперативно картину состояния «здоровья» ведущих игроков. Не исключаю, что Центробанк начал такие консультации», - сказал он.
Кроме того, полагает П.Ковальчевски, Банку России может пригодиться опыт выхода из аналогичных кризисов других стран, в том числе Греции, которые проводили либерализацию тарифов в «автогражданке».
Менеджеры СК «Оранта» также отметили, что их компанию, которая в составе портфеля имеет порядка 60% договоров моторного страхования, не может не волновать ситуация с рентабельностью автострахового бизнеса.
И практически у большинства российских страховых лидеров (за исключением «СОГАЗа») доли моторного бизнеса в портфелях достаточно высоки.
Доля моторных портфелей в общих сборах и выплатах по автострахованию компаний-лидеров по итогам 9 месяцев 2013 года, по данным Службы Банка России по финансовым рынкам:
№ п/п
|
Рег. №
|
Место по ОСАГО
|
Место по КАСКО
|
Наиме-нование органи- зации
|
Премии, ОСГО+ КАСКО+ ДСАГО, млн. руб
|
Доля в общероссийских сборах, %
|
Выплаты, ОСАГО+ КАСКО+ ДСАГО, млн. руб
|
Доля в общероссийских сборах, %
|
Доля премий по моторному страхованию в портфеле, %
|
Доля выплат по моторному страхованию в портфеле, %
|
|
|
|
|
ИТОГО по РФ:
|
259 881
|
100.0
|
169 558
|
100.0
|
37.8
|
56.1
|
1
|
977
|
1
|
3
|
РОСГОССТРАХ
|
42 230
|
16.2
|
26 096
|
15.4
|
54.1
|
76.7
|
2
|
928
|
3
|
1
|
ИНГОС- СТРАХ
|
33 807
|
13.0
|
24 464
|
14.4
|
66.0
|
74.4
|
3
|
1209
|
2
|
2
|
РЕСО-ГАРАНТИЯ
|
29 716
|
11.4
|
17 749
|
10.5
|
68.3
|
73.7
|
4
|
1307
|
7
|
4
|
СОГЛАСИЕ
|
21 298
|
8.2
|
14 341
|
8.5
|
69.3
|
77.6
|
5
|
621
|
5
|
5
|
ВСК
|
14 778
|
5.7
|
8 901
|
5.2
|
53.2
|
71.5
|
6
|
2239
|
6
|
6
|
АЛЬФА-СТРАХО-ВАНИЕ
|
14 184
|
5.5
|
8 141
|
4.8
|
46.2
|
58.9
|
7
|
461
|
4
|
10
|
СГ МСК
|
11 694
|
4.5
|
9 916
|
5.8
|
82.2
|
91.4
|
8
|
290
|
9
|
8
|
АЛЬЯНС
|
9 840
|
3.8
|
6 641
|
3.9
|
40.6
|
57.6
|
9
|
1284
|
11
|
7
|
ГРУППА –РЕНЕС- САНС СТРАХО-ВАНИЕ
|
9 300
|
3.6
|
7 606
|
4.5
|
66.1
|
79.7
|
10
|
983
|
8
|
9
|
УРАЛСИБ
|
9 283
|
3.6
|
5 363
|
3.2
|
76.2
|
78.2
|
|
|
|
|
ИТОГО по 10‑ке
|
196 130
|
75.5
|
129 218
|
76.2
|
28.6
|
42.8
|
|
|
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по договорам страхования с физлицами
|
209 758
|
80.7
|
143 381
|
84.6
|
30.5
|
47.5
|
|
|
|
|
по договорам страхования с юрлицами
|
50 123
|
19.3
|
26 177
|
15.4
|
7.3
|
8.7
|
Вклад судебной практики
Все чаще топ-менеджеры страховых компаний говорят о нарастающих проблемах в секторе, они опасаются, что кризис можете перекинуться с сегмента автострахования на весь страховой рынок и стать системным, что приведет к цепи банкротств компаний и, как следствие, к истощению гарантийных фондов Российского союза автостраховщиков (РСА).
Основной «вклад» в нарастание негативных процессов на рынке автострахования, как полагает большинство опрошенных агентством страховщиков, связан, как ни странно, с позицией судов, разбирающих споры в сфере ОСАГО и автокаско.
По данным президента СК «Оранта» П.Ковальчевски, в ряде регионов до 60% споров по моторным убыткам оказывается в судах, минуя страховщика. «При этом в данных регионах до 90% споров завершаются неблагоприятными для автостраховщиков решениями. Компания не может участвовать во всех заседаниях судов, поэтому фактически узнает об убытке и решении суда по нему после списания средств со своего счета в банке», - сказал он.
«Во-первых, поражает сама доля переданных в суды споров, - отметил П.Ковальчевски. - В европейских странах такие показатели меньше 1% от общего количества убытков. Во-вторых, судебное разбирательство в европейских странах - длительный процесс, который может занимать до одного года, в то время как России дело поставлено на поток: судебное разбирательство укладывается в рекордно короткие сроки - вся процедура может занимать пару недель». «Сегодня достаточно очевидно, что мы имеем дело не с единичными случаями разрешения споров против страховщиков, а со сложившейся негативной практикой», - продолжил он.
Глава СК «Оранта» обратил внимание еще на одну подробность организации практики в сфере российского ОСАГО: «Статистика ОСАГО демонстрирует крайне низкий процент выплат за ущерб жизни и здоровью пострадавших (1-2%) в общем объеме возмещений. Эта доля год от года не увеличивается, создается перекос в сторону защиты имущественных интересов. Не так в аналогичных видах страхования европейских стран. Выплаты за ущерб жизни и здоровью здесь достигают десятки процентов в общем объеме. Все нынешние инициативы в российском ОСАГО по большей части связаны с совершенствованием порядка имущественных выплат».
Вместо среднего класса вырос криминальный
Гендиректор СК «Оранта» Дмитрий Игнатьев, в свою очередь, отмечает, что за последнее время на дополнительных страховых выплатах по полисам моторного страхования после решений судов поднялся целый пласт автоюристов, манипулирующих законодательством. «Самое обидное, что полученные от страховщика через суды выплаты идут не клиентам-автовладельцам, а ловкачам», - заявил он.
Бизнес юристов-посредников строится по отлаженным схемам, пояснил Д.Игнатьев.
«Когда водитель приходит к страховщику - в центр урегулирования убытков, у порога его ожидают люди, готовые заронить сомнение в исполнительности страховщика, предлагающие незамедлительно по договору цессии перекупить обязательство пострадавшего в ДТП. Для этого договор переуступки оформляется в простой письменной форме, а расчет наличными осуществляется прямо на улице. Позже убыток автоюристами направляется в суд. Инициаторы такой покупки рассчитывают увеличить сумму требований к страховщику и сверх того получить 50% от суммы требований в виде наложенного штрафа. Страховщик еще оплатит гонорары юристам и проведение независимой экспертизы. У подобных сценариев девиз один: «любой ценой убыток должен оказаться в суде», - отметил гендиректор СК «Оранта».
«Автоюристы, судя по всему, более или менее исчерпали возможности заработков по текущим выплатным делам и воодушевленно взялись взыскивать со страховщиков выплаты по убыткам прошлых лет, - продолжил Д.Игнатьев. - Представляете, где тот автомобиль, кем он отремонтирован, истек ли вообще срок давности, установленный законом?! И здесь суды, к сожалению, порой встают на сторону автоюристов… А ведь речь идет о финансовом периоде, за который страховщик уже отчитался, заплатил налоги, зафиксировал прибыль», - размышляет Д.Игнатьев. И эти риски, добавил он, просчитать невозможно. Характеризуя общие подходы судов, генеральный директор СК «Оранта» добавил, что суды, как правило, руководствуются общими положениями законов. «Для них почему-то не существует правила страхования, согласованных между прочим с регулятором. Также не принимаются в расчет положения договоров страхования, хотя положений ГК РФ о договоре никто не отменял. Выходит, если у страхователя на руках полис, страховщик в любом случае должен заплатить. Эту установку успешно используют страховые мошенники».
«Логика судебного решения доходит до абсурда», - продолжил он. - Нас обязывают взамен старого бампера на десятилетней машине оплатить установку нового. При этом необходимо компенсировать владельцу утрату товарной стоимости, хотя договором страхования всего этого не было предусмотрено. К тому же добавляется уплата штрафа в размере 50% от суммы возмещения «, - сообщил представитель СК «Оранта»
Вдобавок он привел случай широко известный на рынке автострахования. Во время разбирательства представитель автостраховщика обращает внимание судьи на странное обстоятельство: убыток был предъявлен не по тому автомобилю, который страховался первоначально, то есть на фото в договоре совершенно другая машина. Не смущаясь, судья ответил: «Это проблемы Вашего страхового агента». Долго так продолжаться не может, убежден Д.Игнатьев.
В поиске духа закона
В погоне за соблюдением буквы закона нарушается его дух, убежден генеральный директор СК «Оранта» Д.Игнатьев. «В Гражданском кодексе РФ четко сказано, что страховые выплаты не могут служить источником обогащения, они предназначены исключительно для восстановления стоимости имущества», - подчеркнул он.
«Исходя из духа закона, автостраховщики выступают резко против предложения Верховного суда РФ включить в практику выплат случаи, до сих пор относившиеся к исключениям по договорам. Например, Верховный суд предложил считать выплатным дело, когда заявляется убыток по угону автомобиля с оставленными в нем документами и ключами. Это просто не укладывается в голове! Сначала автомобиль с ключами и документами можно продать, к примеру, в дальние регионы, а затем объявить машину в угон и получить от страховщиков возмещение. Прекрасный и легкий бизнес с рентабельностью в 200%», - пояснил Д.Игнатьев.
Судебные разбирательства автостраховщиков с представителями клиентов негативны для обеих сторон, полагает главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова.
«Речь идет о снижении авторитета судей, разбирающих гражданские споры: в публичной плоскости обсуждается противоречивая практика вынесения решений по однотипным делам, игнорирование действующих норм законодательства (так, в законе об ОСАГО выплаты назначаются с учетом износа деталей автомобиля, понятия «утрата товарной стоимости» автомобиля в законе об ОСАГО вообще не существует). Кроме того, не укрепляет авторитет судей то обстоятельство, что они порой оказываются инструментом манипулирования в руках мошенников, помогают их легким заработкам. Странно, когда решения судов невольно становятся фактором угрозы возникновения кризиса в отдельном секторе финансового рынка, - отметила А.Долгополова. - Конечно, суд должен защищать слабого, но при этом никто не отменял принципа равенства сторон в споре, справедливости и принципа презумпции невиновности».
Аналитик также признала, что поток судебных исков к страховщикам является следствием скаредной и бесчеловечной выплатной политики в автостраховании ряда крупных страховщиков, однако на данный момент конфликт сторон зашел в тупик.
Автостраховщики расширяют службы безопасности
В борьбе с мошенниками автостраховщики «закаляют» свои службы безопасности и наращивают их штат. И это неудивительно. Так, по данным СБ «Росгосстраха», в одной из республик РФ в ходе проведения проверки судебных решений и исполнительных листов по взысканию денежных средств с компании «Росгосстрах» службой безопасности компании было выявлено 23 поддельных судебных решения, по которым были выписаны и выданы исполнительные листы на 1,2 млн рублей. В итоге возбуждено 7 уголовных дел по ст.159 УК РФ в отношении сотрудника районного суда, ведется следствие.
В настоящее время также проводится расследование в отношении организованной преступной группы, в которую входили автоюрист, так называемые «независимые оценщики» и сотрудники ГИБДД.
В одном из сибирских регионов при получении взятки был задержан директор независимой экспертизы, который фальсифицировал экспертные заключения по запросам автоюристов, возбуждено уголовное дело, сообщили в «Росгосстрахе». «В регионах, где концентрация злоупотреблений зашкаливает, наблюдается «исход» страховых компаний», - сказал «Интерфаксу-АФИ» представитель СБ другой крупной страховой компании. И с помощью административного ресурса этот процесс не остановить, уверен он.
Все хотят системных мер
В состав готовящихся поправок в закон об ОСАГО на сегодняшний день включена поправка, вводящая период для повторного обращения к страховщику при несогласии с решением СК по выплате. На это Минфин предлагает отвести дополнительные 5 дней, причем в это время водитель должен воздерживаться от обращения в суд. Авторы идеи считают, что такой порядок создаст препятствия для автоюристов.
РСА, в свою очередь, спешно дорабатывает единую методику оценки восстановительного ремонта автотранспорта. По мнению РСА, если она получит официальный статус, зарабатывать на арбитраже экспертиз десятки и сотни процентов от суммы ущерба окажется невозможно, а число споров в автостраховании снизится.
Также эксперты обсуждают целесообразность очередной корректировки региональных коэффициентов в ОСАГО.
Банк России со своей стороны пытается наладить диалог с представителями Верховного суда РФ для выработки взвешенной позиции.
Однако, как считают автостраховщики, все это меры замедленного действия: как аспирин для больного воспалением легких - лучше, чем ничего, но не вылечит.
Подписаться на новости Интерфакса можно по телефону (495) 787-43-43, доб. 2172, либо по электронной почте ksenia.dmitrieva@interfax.ru, контактное лицо – Ксения Дмитриева.
Источник: Интерфакс, 14 февраля 2014 г.
Версия для печати
Все новости за 14 февраля 2014 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Тарифы, Игроки, Автострахование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию новостей на своем сайте
|